С Василием Ивановичем Беловым, Олегом Васильевичем Волковым и Юрием Васильевичем Бондаревым, Москва, 1989 г.
Со Святославом Николаевичом Рерихом, Николаем Матвеевичем Грибачёвым и Петром Лукичём Проскуриным. Москва, Правление Союза писателей СССР. 1987 г.
одписание договора о сотрудничестве между союзами писателей Польши и СССР. Варшава. 7 января 1987 года. Зигмунд Вуйчек и К.Скворцов.
Молодые поэты Южного Урала: Александр Куницын, Геннадий Суздалев , Константин Скворцов, Николай Година, Владимир Устюжанин. Челябинск. Каштак , 1970 г.?
ГЕОРГИЙ МАРКОВ: «Пьесы Скворцова... — это талант, каждый понимает по-своему, это значительно, это интересно, это вооружает, это находит нужный отклик ... Что еще меня поражает по-писательски — высокое чувство историзма, чувство эпохи древней, средней. Он прежде всего чувствует нашу эпоху и чувство нашей эпохи рождает верное чувство той эпохи. Как все это взаимосвязано, все это органично! Я употребил, говоря о Шолохове, понятие „национальной галактики“, тоже самое я отношу и к Константину Скворцову. Я не отказываюсь от этого. У него национальная галактика и в части национального она огромна.»
Из стенограммы Секретариата СП СССР 5 июня 1985 года
ОЛЕГ ЕФРЕМОВ: «Скворцов...берет все-таки новое, то, что всем интересно. Он берет Урал, берет своим героем металлурга Аносова и делает этот исторический факт, эту биографию историческую достоянием нашим. В этом, по-моему, его заслуга...»
Из беседы с корреспондентом АПН 3 сентября 1978 года
ЮРИЙ СУРОВЦЕВ: «Для меня творчество Скворцова стало событием. Тут встает масштабное явление. Прочитав пьесы, я вывел главное у Скворцова — испытание добром... Не случайно, что тема энергии науки и нравственного испытания добром приобретает форму поэтической драмы.»
«Челябинский рабочий» 10 ноября 1985 года
ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО: «Чтением отрывков из своих поэм, написанных белым стихом, Константин Скворцов заинтересовал меня... Знакомство с его стихотворными драматическими произведениями... прибавили мне поэтическую жадность к Уралу, к тому, что связано с его историей, традициями, тружениками. Спасибо ему за это».
«Вечерний Челябинск» 13 мая 1982 года.
ОЛЕГ ШЕСТИНСКИЙ:«Что для меня представляют драматические пьесы Скворцова, какой интерес? Он создает пластические характеры в разных исторических эпохах... Мы как-то в поэтическом творчестве даже не употребляем слово „философия“, ликвидировали его. В пьесах Скворцова ощущаешь глубокое философское мышление. Я прочитал пьесы и ощутил себя в многомерном мире. Это утверждение воинствующего гуманизма в стихах .»
«Челябинский рабочий» 10 ноября 1985 года
ЕВГЕНИЙ СИМОНОВ, народный артист СССР: «Стихотворная драма — это высшее искусство. Достаточно вспомнить древних греков, Шекспира, Шиллера, русских писателей Грибоедова , Пушкина, Лермонтова, Алексея Константиновича Толстого, „Снегурочку“ Островского. Если говорить о начале нашего века, то следует назвать Блока, Цветаеву, неизвестные произведения Ахматовой, Гумелева , советских поэтов Павла Антокольского , Дмитрия Кедрина , Илью Сельвинского, Самеда Вугдуна , Юстинаса Марцинкявичуса . Совсем новое имя поэта и драматурга Константина Скворцова, чьи пьесы идут в разных театрах, но не в Москве. Думаю, поэтическая драма — высшее проявление человеческого духа, которое трудно поддается сценическому воплощению. И меня никто не переубедит, что это не так .»
«Советская Россия» 21 июля 1988 года
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА редакционная статья : «Опубликованные и поставленные на сценах различных театров драматические произведения писателя, рукописи, с которыми он познакомил собравшихся, говорят о нем, как о зрелом мастере слова, обладающим своим художественным взглядом на мир, своим собственным почерком... Работа К. Скворцова должна иметь более широкий выход — и к театральному зрителю, и к читательской аудитории.»
«Литературная газета» 12 июня 1985 год
ЮРИЙ ГРИБОВ: «Выбор автора» Роман-газетой «не случаен. Константин Скворцов в России — один из ведущих драматургов. Пьесы его написаны в стихах. И все они пронизаны патриотизмом, согреты любовью к истории Отечества, народу. «Смутное время», «Георгий Победоносец», «Алена Арзамасская», «Отечество мы не меняем», «Ванька-Каин», «Курчатов», «Бестужев-Марлинский», «Ущелье крылатых коней» — эти и другие его пьесы всегда хорошо встречаются зрителями, собирают полные залы...»
«Красная звезда» 27 августа 1997года
ПЕТР ПРОСКУРИН: «Константин Скворцов, по моему глубокому убеждению, драматург милостью божьей. Им создано 15 драм из русской истории это и «Курчатов», и «Алена Арзамасская», и «Ванька-Каин», и «Россияне» — исследуются самые трагические и сложные узлы отечественной истории... Драматургия Скворцова глубоко патриотична, она не разрушает, наоборот — укрепляет нравственное здоровье народа...»
«Литературная газета» 16 октября 1987 год
МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВ: «Своими историческими вещами Константин Скворцов как бы говорит всем нам, нынешним, как говорил А. С. Пушкин, как говорили все последующие за ним исторические романисты, — говорили о том, что, хотим мы этого или не хотим, история сама по себе, древняя, средняя, не говоря уж о новейшей, диктаторски потребует своего участия в формовке дней и дел нынешней России, а в этом смысле она, история, тоже наша современница и более умный, чем мы, сегодняшние, учитель: она во сто раз опытнее нас!
«История народа принадлежит поэту««Роман-журнал XXI век». № 4 2000 г.
ВАЛЕРИЙ ГАНИЧЕВ: Поэт Константин Скворцов — один из самых значительных драматургов современной России. Он представитель уникального жанра — поэтической драматургии. Последние годы К.скворцов напряжено работал над сочинениями, посвященными первым годам христианства. По самой своей сути это очень серьезная задача — задача воссоздания истории стояния за веру, утверждения святости. Эту задачу Константин блестяще решил и исторически и художественно. Его книга» Сим победивши«объединила пьесы о великих святых — Георгии Победоносце, Иоанне Златоусте и Константине Великом...
«Хроника писательской жизни» 17 января 2007 года
АЛКСАНДР МОИСЕЕВ: Самый поэтичный драматург, самый драматичный поэт.
Южноуральская панорама 4 мая 2007года № 90(1463)
Константин Скворцов написал огромное количество пьес в стихах.
Они посвящены истории России, её легендам и сказаниям. Их герои часто исторические личности, например Аносов, Бестужев-Марлинский, Достоевский, Сталин, Курчатов...
В числе пьес, написанных в последние годы, особняком стоят «Георгий Победоносец», «Иоанн Златоуст», «Константин Великий» и «Юлиан Отступник», составивших тетралогию драматической христианской истории её первых столетий.
Пьесы, как правило, талантливы, естественны, хорошо читаются.
Давно известные сюжеты он осмеливается гуманизировать , поэтизировать, вышелушивать из них наглядный, часто несовпадающий с общепринятым, смысл.
Такая поэтическая дерзость всегда углубляет наше представление об исторических событиях. И это делает пьесы безусловно оригинальными. Читать их всегда интересно.
Люди, писавшие об истории России, чаще всего были или западниками или, так сказать, патриотами, то есть антизападниками . Скворцов, на мой взгляд, ни к одному из этих двух типов осознавания русской истории и русского человека не относится. Он превыше всего ставит поэтическую правду и оказывается убедительнее остальных. Поэтическая правда всегда выше того, что нам навязывают как историческую правду. Когда мы во власти поэтической правды автора, мы про себя киваем ему головой:
— Да, да, это так.
Поэтическая правда это такая правда, которая сама по себе приносит нам удовольствие, делает её законченной и законной.
Когда в художественном произведении есть поэтическая правда, нам даже в голову не приходит спросить, а правдиво ли это?
Все серьёзные писатели в своих произведениях стараются достигнуть поэтической правды. Тем не менее находят они её интуитивно. Наиболее самокритичные писатели и отсутствие её чувствуют интуитивно, и работают над рукописью до тех пор, пока не ощутят, что эта правда пришла.
В творчестве Константина Скворцова мы чувствуем эту поэтическую правду и наслаждаемся её наличием.
Фазиль Искандер,19 июля 2008 г.
Комментарии Всего комментариев 0