Музеи Пастернака, Чуковского, Окуджавы, история создания и проблемы поселка писателей Переделкино, Литфонд, Измалково — Самаринская усадьба, Лукино — резиденция святейшего Патриарха, храм Преображенения Господня и многое другое.

Сергей Нарышкин посетил музей Пастернака

image

image

image

В преддверии 125-летнего юбилея Бориса Пастернака спикер Госдумы Сергей Нарышкин посетил его дом-музей в Переделкино. По свидетельству работников музея, он стал первым из высокопоставленных должностных лиц, здесь побывавших. Как убедился, по собственному признанию, Сергей Нарышкин, память о великом гении русской литературы в Переделкино хранится бережно.

Здесь осталось все, как при жизни поэта - с небольшими поправками на современность. Время на небольшом участке подмосковной земли, закрытом соснами от внешнего мира, будто остановилось - в этом убеждаются посетители, оставляющие записи в книге впечатлений. В доме в Переделкино Пастернак жил с 1939 года до конца жизни.

 "Обстановка аскетичная", - убедился Сергей Нарышкин, осмотрев рабочее место хозяина дома. "Стул, стол, кровать - все остальное для него было лишнее, - согласилась заведующая музеем Ирина Ерисанова. - Вот за этим столом он и писал главную свою книгу - "Доктора Живаго".

 Именно здесь, в этом доме, закончилась творческая пауза Бориса Пастернака. "Не каждый находит, то место, которое действительно может назвать "своим" - а Борису Леонидовичу эту удалось. Пастернак не был нытиком, он умел преодолевать трудности, которые бросала ему жизнь. Главное было - найти силы, чтобы преодолеть это сопротивление. И именно здесь ему были даны эти силы".

Он был счастлив в Переделкино, несмотря на трагичный конец, уверена давний сотрудник музея.

 Все вещи здесь подлинные - возникает впечатление, что они оставались в этом доме неизменно со дня смерти Пастернака. На самом же деле, интерьер восстанавливался по сохранившимся фотографиям. Ведь несколько лет дом простоял пустым, а вещи и обстановка чуть не оказалась на свалке - были спасены родственниками, друзьями семьи...

 Однако теперь память о Борисе Пастернаке вновь поселилась в небольшом доме, из-за веранды напоминающем корабль. И интерес с течением времени не ослабевает, рассказала Ирина Ерисанова. "Молодежи много?" - поинтересовался Сергей Нарышкин. "Вы удивитесь, много. Очень живое место, - отвечала его собеседница. - Молодежь приходит по доброй воле, и все активнее, причем молодежь читающая. Знаете, я не разочарована в нынешнем поколении, как большинство. Как многие учителя, которые жалуются на отсутствие у детей интереса к книгам".

 Это место, где можно отгородиться от мирской суеты, располагает к творчеству. Школьники, которые приходят "в гости" к классику, не только читают здесь стихи, но и сами пытаются написать что-то свое, рассказала хранительница музея. В последние годы по словам Ерисановой, у музея "установились серьезные взаимоотношения" со школьниками. "Есть дети, которые приходят каждое воскресенье и рисуют - это называется пастернаковский пленэр. А некоторые проводят у нас целый день, особенно когда есть, чем заняться на участке - покрасить, вскопать", - рассказала она.

Сергея Нарышкина также провели на веранду, где все организовано для тематических экспозиций, которые одна за другой будут проходить в год 125-летия Пастернака. Здесь нет искусственного света, и, когда заходит солнце, сотрудники музея используют фонарики, чтобы показать посетителям фотографии, рукописи и другие экспонаты. Этот штрих создает особую поэтическую атмосферу, гордятся в музее. Новые экспозиции, приуроченные к юбилею поэта, последовательно расскажут о его взаимоотношениях с футуризмом, охватят довоенный и "военный" период жизни классика.

А в сам юбилейный день сюда придут давние друзья дома, ответила Ерисанова на еще один вопрос гостя. На всех места по традиции хватит с трудом. Посетители примостятся, где придется - кто-то прямо на ступеньках лестницы на второй этаж. Будут стихи, игра на рояле. И, конечно же, душевная атмосфера.

Напряжение в отношениях с Западом здесь, конечно же, не властно, улыбается на уточняющий вопрос "РГ" директор музея. Политические дрязги на культуру не действуют: европейцы как приезжали, так и приезжают - особенно немцы, англичане. В музее особо вспоминают визит посла Австрии.

Наведываются и сильные мира сего из России. Сразу вспомнился работникам музея Анатолий Чубайс, который не только приехал, но и подарил автомат для бахил.

Государственному литературному музею, отделом которого и является дом-музей Пастернака, нужно куда более масштабное содействие. Давно назревшую проблему музейные работники обсудили со спикером Госдумы за чаепитием. Как рассказала "РГ" Ирина Ерисанова, речь шла о том, что центральной площадки у Литературного музея до сих пор нет. Свою деятельность он ведет в десятке разрозненных помещений, что создает ряд неудобств. По ее словам, Нарышкин отнесся к этому с пониманием.

Расписавшись на прощание в книге впечатлений, гость поблагодарил хранителей музея "за бережное отношение к памяти и творчеству великого гения русской литературы".

Текст: Татьяна Замахина

Фото: Олеся Курпяева

Опубликовано на сайте "Российской Газеты" 9 февраля 2015 г.

*       *       *

Сергей Нарышкин в Доме Пастернака: смотреть видео

*       *       *

В тот же день, 9 февраля, когда  г-н Нарышкин посещал Переделкино, в Москве литературная общественность устремилась в выставочные залы Дома Остроухова в Трубниковском переулке. Об этом - ниже, в статье из "Новых Известий".


Город одного поэта

В Литературном музее открылась выставка к 125-летию Пастернака

Вера Звягинцева, "Новые Известия", 11 февраля 2015 г.

В понедельник в Доме Остроухова открылась большая экспозиция «Москва Пастернака в событиях и лицах», приуроченная к дню рождения поэта. Эта выставка стала первым за 25 лет проектом Государственного литературного музея, целиком посвященным судьбе автора «Доктора Живаго».

Выставка знакомит посетителей с основными этапами в жизни писателя на фоне исторической ситуации, которая его окружала. «Выставка, может быть, называется немного неожиданно – можно было бы назвать «Творчество», «Биография», но тут есть один важный момент: Пастернак – тот человек, который просто фантастически открывает нам двери в прежний мир старой Москвы, мир, может быть, почти разрушенный, но оставшийся нам вот в этих удивительных переулочках, палисадниках, плящущих церквах – это то, что так точно и ярко запечатлено в стихах Пастернака», – рассказывает Наталья Громова, одна из кураторов выставки.

От Мясницкой, где прошло детство поэта, до Волхонки, где Пастернак проводил время с коллегами-футуристами, от Лубянки, в зданиях на которой находилось столько близких поэту людей, и до Переделкино – последнего приюта Пастернака, где он в кругу друзей и родных спасался от преследований и гонений… Путешествие по основным вехам жизни Бориса Пастернака перекликается с путешествием географическим – по словам кураторов экспозиции, одним из важнейших образов стала дорога, именно поэтому почти во всех залах можно услышать шум трамваев, электричек, гул теплушек. В начале выставки можно увидеть поезд, напоминающий поезд из первой части «Доктора Живаго», в следующем зале – трамвай тех времен, подобный тому, в котором умирает Юрий Живаго… И всюду – кинохроники и снимки узнаваемых мест из стихотворений Пастернака, его творчество и жизнь как будто растворяются в «городском» пространстве выставки.

В подготовке визуального ряда для воссоздания образа старой Москвы кураторам выставки помогал внук писателя, архитектор Борис Пастернак – он занимался подбором фотографий. «Мне кажется, устроители выставки правильно передали то, как образ детства, дореволюционной России, старой Москвы является превалирующим, летящим над всей жизнью автора. Несмотря на все перипетии и драматические события его жизни, эти образы, рожденные в детстве, остались, наверное, самыми важными для мироощущения Бориса Леонидовича», – рассказал корреспонденту «НИ» Борис Пастернак.

Посетители выставки смогут познакомиться со многими уникальными предметами, связанными с жизнью и творчеством писателя – многие из них экспонируются впервые. Личные записи и письма Пастернака, многочисленные рукописи и автографы, переводы и первые издания книг с пометками и комментариями автора, неизвестные портреты и редкие исторические снимки… Подготовить такую полную и обширную коллекцию стало возможно благодаря участию коллекционеров и библиофилов – на выставке представлены не только экспонаты из фонда Литературного музея, но и предметы из частных собраний. Одной из главных находок авторов выставки стал впервые показанный публике альбом детских рисунков Бориса Пастернака – они представлены рядом с картинами отца поэта, художника Леонида Пастернака.

«Мне заранее жаль, что эта выставка когда-нибудь закончится, – говорит литературный критик Наталья Иванова. – Очень хотелось бы, чтобы эта экспозиция нашла постоянное помещение и только развивалась – может быть, в Доме-музее Пастернака в Переделкино». Наталья Иванова также предложила собравшимся на открытии выставки гостям обсудить несколько важных вопросов, связанных с изучением творческого наследия поэта – создание международного центра изучения Пастернака, Общества Пастернака, подобного Мандельштамовскому обществу. Но самую живую дискуссию вызвала еще одна тема для обсуждения: «Пастернак очень московский поэт – на этой выставке сразу понятно, что каждое десятилетие, пятилетие, каждый год его жизни так или иначе связаны с Москвой, – сказала Наталья Иванова, – Но, тем не менее, в Москве до сих пор нет памятника Пастернаку». «И слава богу!», – перебила ее Елена Пастернак, супруга сына Пастернака. – Церетели хотел вот сделать…»

«Был проведен конкурс, и Церетели там занял первое место, хотел поставить памятник на Волхонке. Но когда мы увидели этот памятник, Евгений Борисович передал Церетели письмо: «Дорогой Зураб Константинович, прошу Вас не ставить в Москве памятник Пастернаку…». И этот памятник в итоге уехал в Мучкап», – рассказывает Елена Пастернак.

Исследователям Пастернака и потомкам писателя предстоит решить еще множество задач, касающихся Года Пастернака – так наступивший год назвал директор Литературного музея Дмитрий Бак. Издание юбилейных серий книг, проведение праздника в Переделкино, спектакль по «Гамлету» в переводе Пастернака, а также целый ряд конференций, посвященных изучению творчества писателя – вот неполный список мероприятий, который организаторы запланировали на ближайшее время. Выставка в Доме Остроухова продлится до конца апреля, а дальше, по плану кураторов, фотографии всех представленных экспонатов будут доступны в специальном каталоге.

*       *       * 

ВСЕ - В КНИГЕ

Подробнейшая информация о поселке и его достопримечательностях - в нашей книге "Переделкино. Сказание о писательском городке".

Лев Лобов и Кира Васильева

 

 

Комментарии Всего комментариев 0

 

Оставить комментарий

Ваше имя *

Ваш email *

Комментарий *

Поля, отмеченные * обязательны для заполнения