Музеи Пастернака, Чуковского, Окуджавы, история создания и проблемы поселка писателей Переделкино, Литфонд, Измалково — Самаринская усадьба, Лукино — резиденция святейшего Патриарха, храм Преображенения Господня и многое другое.

У нас снимается кино

Автор: Лев Лобов

Вот еще один ракурс Переделкина. Кино у нас снимали всегда, и, кажется, никогда не перестанут. Миф, помноженный на удивительную фактуру, манит к себе всех творческих людей. Да что там, слово кино зашифровано в самом названии нашего славного поселка: Передел-кино! Не забудьте еще, что мы всего в 15 мин езды от Мосфильма (по Мичуринскому и Боровке). А подвигли меня к написанию этой странички две картины, отстоящие одна от другой почти на 20 лет. Обе, что примечательно, со словом «дом» в заглавии: «Русский дом», выпущенный в Голливуде в 1991-ом по одноименному роману Джона Ле Каре, и «Дом образцового содержания» по новому роману Григория Ряжского, находящийся сейчас в самом начале производства. В обеих есть серьезные сцены, снятые в Переделкине. 

Но прежде чем рассказать о съемках этих двух картин, не могу пройти мимо имен, связанных с миром кино. По прозаическим работам многих переделкинских авторов сняты фильмы. Однако собирать эти факты — все равно что просеивать песок в пустыне. Здесь творили и сценаристы-профессионалы: супруги Ольга и Александр Лавровы, основавшие своими «Следствие ведут знатоки» жанр детективного сериала в нашей стране (на собственной даче в начале улицы Горького, близ пятиэтажки РСУ Литфонда), Григорий Горин, снимавший много лет дачу у Либединских на ул. Гоголя (так и просится каламбур: снимал кино, снимая дачу), и Михаил Рощин, живший годами в Доме творчества писателей.

Булат Окуджава не только писал музыку и стихи к кинофильмам, в некоторых звучал его голос. Из-под его пера выходили сценарии. Благодаря его совместной работе с Петром Тодоровским в 1965 году появился фильм «Верность», а в 1967 году на экран вышла картина «Женя, Женечка и «катюша»», над сценарием к которой Окуджава работал вместе с режиссером Владимиром Мотылем.

Среди переделкинцев есть не только сценаристы. Режиссер театра и кино Петр Штейн унаследовал дачу отца, драматурга Александра Штейна. Это было место вселенской тусовки с незапамятных времен, здесь перебывала вся артистическо-художественная Москва. На том же участке на улице Лермонтова его деверь, актер и шоумен Игорь Кваша, построил для своей семьи в начале 90-х новый дом. Неподалеку, в сторожке на даче Вадима Кожевникова, в начале 60-х у своей гражданской жены Ирины Мазурук жил Олег Ефремов (Ирина была падчерицей Кожевникова). Дочь Кожевникова Екатерина, унаследовавшая половину дачи отца, — серьезный симфонический композитор, сочиняла для кино.

На другом конце улицы Лермонтова стояли дачи культового режиссера Александра Довженко (на бывшем Довженковском участке сейчас строится внук Церетели) и Николая Охлопкова, актера, режиссера и деятеля культуры. На даче Арбузова на улице Гоголя после смерти драматурга жила его дочь Варвара с мужем Саввой Кулишом, кинорежиссером. На другом конце улицы Гоголя стоит дача Евгения Евтушенко, который оставил свой след в кино в качестве сценариста, актера, режиссера, поэта-песенника, кажется, только музыку для кино сам не писал. На улице Серафимовича Екатерина Маркова, писательница, актриса и сценарист, жена актера Георгия Тараторкина, и по сей день арендует флигель дачи, которую ранее занимал ее отец Георгий Марков. На границе писательского городка и дачного поселка Мичуринец стоит дача актрисы Зои Зелинской (пани Терезы из Кабачка 13 стульев). В проезде Вишневского жила актриса Ангелина Степанова и ее сын актер Александр Фадеев младший, который был вторым мужем Людмилы Гурченко, естественно, побывшей некоторое время на этой даче.

Я в Переделкине 25 лет, но этих любопытных фактов, конечно, не знал; записываю со слов жены Киры Владимировны, которая была знакома со многими из упомянутых деятелей кино, а если сама и не знала кого лично, то общалась с их родственниками и друзьями.

На другом конце Переделкина, в овраге за Преображенским храмом, есть еще одна дача, на которой кино реально жило с конца семидесятых до середины девяностых. Владел этой дачей один выдающийся кинодеятель, имя которого одно время было связано с кинокомпанией (не правда ли, любопытно?) «ДОМ-фильм». Мне с женой и соавтором Кирой Владимировной на этой кинодаче довелось неоднократно бывать. Но о ней мы расскажем чуть ниже, а сейчас начнем с картины, которая снимается у нас на глазах.

Подробнее - в нашей книге "Переделкино. Скзание о писательском городке".


Лев Лобов и Кира Васильева

Навигация по разделу:

Комментарии Всего комментариев 0

 

Оставить комментарий

Ваше имя *

Ваш email *

Комментарий *

Поля, отмеченные * обязательны для заполнения