Музеи Пастернака, Чуковского, Окуджавы, история создания и проблемы поселка писателей Переделкино, Литфонд, Измалково — Самаринская усадьба, Лукино — резиденция святейшего Патриарха, храм Преображенения Господня и многое другое.

К. Скворцов - драматические произведения

Гравюры народного Художника России В. А. Носкова

image

УЩЕЛЬЕ КРЫЛАТЫХ КОНЕЙ
/Драматическая легенда/

Из уральской легенды привел автор в свою пьесу Ивана Бушуева /1800-1834 гг./ — непревзойденного мастера узора на холодном оружии, и приковал наше внимание к его художественным поискам Тайны Вечного Узора.

Изобилующее многими драматическими перипетиями, сотканное сплавом легенд и фактов — поэтическое произведение о неизбежности победы Добра над Злом, высокого искусства над ремесленничеством, бескорыстного служения родине над корыстью заезжих наемников.

Все образы ясны и убедительны, а ритмическая, стихотворная ткань многоцветна.

Премьера состоялась 23 марта 1972 года в Челябинском ТЮЗе, реж. Тенгиз МАХАРАДЗЕ.
Иван Бушуев — арт. П. Маштаков

image

Челябинский академический драматический театр им. Цвиллинга «Отечество мы не меняем (Павел Аносов)» (1978 г.) Аносов — нар . а рт. России Л. Варфоломеев. Жуковский — нар . а рт. России П. Кулешов

ОТЕЧЕСТВО МЫ НЕ МЕНЯЕМ /Драма в трех действиях с прологом/

ОТЕЧЕСТВО МЫ НЕ МЕНЯЕМ
/Драма в трех действиях с прологом/

Пьеса посвящена жизни и деяниям прославленного русского металлурга Павла Аносова /1799-1851 гг./ В основе её лежат события, о герое которых можно сказать, что он романтичен в своей реальности и реален в своей романтичности.

Пьеса о человеке-творце, человеке высоких побуждений и сильного характера, который несмотря на все козни и подлости, встреченные им на пути, несмотря на все соблазны и искушения «отечество своё не меняет»; пьеса в которой исторически достоверные факты дают драматургу возможность поднять её до романтически-героических высот.

И поэтому многие её стихотворные строчки звучат афористически.

Премьера состоялась в 1972 году в Златоустовском драматическом театре, реж. Александр ИНОЗЕМЦЕВ

image

Челябинский академический драматический театр. «Алёна Арзамасская» Алёна — засл. арт. России О. Климова Убогий — нар. арт. России В. Милосердов

АЛЕНА АРЗАМАССКАЯ

/Трагедия/

Жизнь и смерть /1670г./ Алены Арзамасской — монахини из крестьян, названной в последствии русской Жанной Д’Арк, легли в основу одной из трагедий, так часто сотрясающих Россию во времена крестьянских войн.

Отстаивая своё право на жизнь, свою Любовь и свою веру, каждый из героев трагедии делает свой выбор: и атаман Алена, и царевна Софья, и патриарх, и царь Алексей Михайлович /«Тишайший» 1629-1676 гг./ во время царствования которого и разворачиваются все события.

Премьера состоялась в 1974 году в Челябинском Академическом театре им. Цвиллинга, реж. Наум ОРЛОВ.

image

Эскиз декораций Действительного члена Академии художеств, народного художника России Л. Н. Головницкого

ВАНЬКА КАИН
/Скоморошьи представления с прологом/ 

«Подвиги» известного московского вора времен царствования императрицы Елизаветы Петровны /1741-1762 гг./ Ивана Осипова, прозванного в народе Ванькой Каином, сумевшего достичь высокого положения при дворе, легли в основу комедии, решенной в райково-балаганном стиле, что дает возможность актерам «повеселиться на лобном месте» русской истории, являя зрителям широту и трагизм русского характера.

Премьера состоялась в 1990 году в Санкт-Петербургском драматическом театре «Патриот», реж. Геннадий ЕГОРОВ

ПОКА ЕСТЬ МУЗЫКА И ПАМЯТЬ...
/Драма в двух частях/ 

Это не иллюстрация жизни знаменитого атомщика И. В. Курчатова /1902-1960гг./, а гимн сильным людям, одолеваемым и сомнениями, и предчувствием неудач, а позже, после творческой победы, проникнувшимся безмерной ответственностью перед будущим. Как бы ни было, Курчатов понимает, что «оружие, которое я создал, оружие насилия...». И поэтому герой пьесы рыцарь без страха и сомнения, но он — и это главное — герой трагический. В числе действующих лиц значится и Мефистофель. Автор отвергает модную ныне амбивалентность понятий добра и зла. Мефистофель — зло абсолютное, категоричное, что придает пьесе отблеск высокой трагедии...

Премьера состоялась в 1987 году в Челябинском Академическом театре им. Цвиллинга реж. Владимир. ГУБАНОВ

image

Курчатов — нар. арт. России Л. Варфоломеев Курчатова — засл. арт. России А. Готовцева

ЗАПАДНАЯ ТРИБУНА
/три акта драмы/ 

Название пьесы, хоть и обусловлено конкретным местом действия — стадион в Чикаго, несет в себе более широкий смысл. Дело в том, что под трибуной стадиона, на котором бушуют страсти игроков и болельщиков, расположена ядерная лаборатория, где выдающиеся физики Запада работают над расщеплением атомного ядра.

История создания американской атомной бомбы явилась канвой для размышлений автора и нашей ответственности за судьбы мира. И о совести, что заставляет честного человека взвешивать каждый свой шаг, анализировать каждый поступок.

Премьера состоялась в 1980 году в Челябинском Академическом театре им. Цвиллинга, реж. Наум ОРЛОВ

image

Сцена из спектакля театра-студии «Диалог».

БЕСТУЖЕВ-МАРЛИНСКИЙ («О чем они молчат?..)
/романтическая драма / 

Драма, главный герои которой писатель-декабрист, участник восстания 1825 года, Александр Бестужев /1797-1837 гг./ остро современна и актуальна, — как современна и актуальна сама русская история. При этом драматург находит такие исторические параллели, вскрывая природу механизма власти взаимоотношения этой власти с личностью и историей, что мы, связывая обрывки связующей нити времен, осознаем преемственность исторических событий...

Премьера состоялась в 1987 году в Магнитогорском театре-студии «Диалог», реж. Леонид ГОЛИЦЫН

image

Григорий Распутин — арт. Б. Маслов

ГРИШКА РАСПУТИН
/Игра в шашки шахматными фигурами в одиннадцати сценах / 


Выходец из народных низов Григорий Ефимович /Новых/Распутин (1872-1916 гг.) незаурядный талантливый самородок, волей судеб втянутый в политические игры верховной власти. Судьба его глубоко трагична, так как он неизбежно приходит к осознанию своей роли марионетки в руках темных закулисных сил — беснующихся политиканов, рвущихся к власти. Эта тема, заявленная в «Ваньке Каине», с особой острой и философской глубиной развивается в этой пьесе.

Премьера состоялась в 1991 году в Санкт-петербургском театре «Патриот», реж. Геннадий ЕГОРОВ

image

Сцена из спектакля

ЛЕГЕНДА О БЕЛОМ ДЕРЕВЕ в трех частях

Легенда о чуди /древнем народе/ — ритуально-философская притча о зарождении в человеке высокого чувства любви, тяги к творчеству, а так же его стремление к власти и самоуничтожению.

В основе пьесы лежит легенда об угро-финском племени, жившем, по преданию, в Сибири. Испугавшись внезапно появившегося у них белого дерева — признака власти белого царя, воины племени насыпали над собой земляной курган, подрубили стойки и погибли.

Извечный конфликт Художника и Власти, Любви и Долга, Народа и Вождя, — находит в легенде своё трагическое разрешение.

Премьера состоялась в 1986 году в Челябинском ТЮЗе, реж .Тенгиз МАХАРАДЗЕ.

image

Сцена из спектакля

МЕНТУШ
/притча в трех частях / 

Имея человеческий разум, люди совершают звериные поступки. Не это ли признак того, что в каждом из нас живет одновременно и человек и зверь.

История легендарного Ментуша — человека-лося, познавшего любовь к Дочери Человеческой, его попытка осчастливить Мир Людей, научив их добывать хлеб насущный, следуя заветам предков, — приводит к трагедии, волнующей и очищающей наши души, все еще надеющейся на то, что «Любовь и Красота спасут мир».

Премьера состоялась в 1981 году в театре-студии «Диалог», г. Магнитогорска, реж. Леонид ГОЛИЦЫН

image

Кибальчич — актёр

КИБАЛЬЧИЧ
/Три акта драмы / 

Николай Кибальчич /1853-1881гг./ — один из народовольцев, удивительнейших людей, как в истории революционного движения в России, так и в истории отечественной науки.

В этом неустроенном, обремененном несправедливостями мире, где каждое слово о свободе, правде и справедливости является крамольным, два пути открывались перед Кибальчичем — путь самоотверженного служения революции и путь столь же самоотверженного сложения науке, точнее — путь к свободе для своего народа через самоотверженное служение революции и путь к наивысшей, в философском и метафорическом смысле, свободе — к преодолению Человеком незыблемого закона природы, закона земного тяготения, путь к осуществлению вечной, Икаровой мечты — через науку. Был и третий путь — смирения, покорности, мелочного прозябания. Но этот путь не для него.

Премьера состоялась в 1981 году в студии Комедии и Драмы МВТУ им. Н.Э. Баумана, реж. Борис РОМАНОВ

ДАР БОЖИЙ
/Драма любви Федора Михайловича Достоевского/ 

Рядом с именем этого богатыря духа, названного А. М Горьким «больной нашей совестью», встают картины мрачноватые и холодные, даже портреты самого Достоевского (1821-1881гг.) всегда были немного пугающими, его взгляд казался всегда пронзительно острым, заглядывающим прямо в твою душу. И вдруг является нам совершенно другой Достоевский. Весь озаренный земной, вечной человеческой любовью ... К нему вернулась юность. Он стал забавен, как все влюбленные, он сделался ребенком, коему ничего не стоило взять две табуретки, приделать к ним воображаемые колеса и, посадив в эту сказочную карету, прокатить по Питеру свою возлюбленную ..

В пьесе две женских и две мужские роли, восемь эпизодических, которые могут исполняться актерами, занятыми в главных ролях.

Премьера состоялась в 1998 году в Санкт-Петербургском Драматическом театре «Патриот», реж. Геннадий ЕГОРОВ

image

Работа с макетом. Николай Воложанин и Константин Скворцов

ЦАРСКИЕ ИГРЫ
/Сцены Смутного времени/ 

События драмы разворачиваются на всем пространстве «Смутного времени» /1603 — 1613 / от смерти Годунова до становления царственного дома Романовых.

Духовная экспансия Ватикана, «царские игры» сильных мира сего, княжеские распри и христианский подвиг пастырей народа мастерски сплетены в единый трагический узел, разрубить который суждено было великому гражданину Минину и князю Пожарскому, чьи имена, ставшие символом возрождения Отечества, чтит благодарная Россия.

Премьера состоялась в 2001 году в театре драмы и комедии «НАШ ДОМ» г. Озерска, реж. Николай ВОЛОЖАНИН

image

Георгий — нар. арт. России А. Исаченко

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ
/Обретение веры/ 

За всю историю христианства ни один святой не имел такого всемирного отклика в душах народов как Георгий Победоносец. Его земной путь стал

образцом для военной знати Византии, для рыцарей Западной Европы, для князей в славянских странах.

В трагическом конфликте Георгия с его современником императором Диоклетианом /284-305 гг./, в его неизбывной любви к жизни автор поднимает читателей и зрителей на высоту духовного подвига великомученика, являющегося небесным покровителем многих народов мира.

Премьера состоялась в 1999 году в театре драмы и комедии «НАШ ДОМ» г. Озерска, реж. Николай ВОЛОЖАНИН.

image

ИОАНН ЗЛАТОУСТ
Крестный путь святителя в двух книгах 

Крестный путь святителя Иоанна Златоуста /347-407 гг./ от таинства крещения до низложения его со святого престола Константинопольского, где он служил в сане архиепископа /398-404 гг./ послужил основой сюжета драмы.

В непримиримом конфликте с сильными мира сего времен римского императора Феодосия /346-395 гг./, его сына Аркадия и императрицы Евдоксии святой Учитель высоко пронес факел вселенской любви к людям, свет от которого, не гаснущий по сей день, пятнадцать веков освещает потомкам многотрудную дорогу к высшим духовным ценностям нашего бытия.

Премьера состоялась в Озерском театре драмы и комедии «Наш дом» в 2002 году. Реж. Юрий Горин.

image

КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ (сим победиши !)
Драма в трёх действиях

Усовершенствовать род человеческий на тысячелетия вперёд — такую вселенскую задачу пытался воплотить в жизнь римский император Константин Великий (272-337 гг.).

Его трагический путь от Язычества к Христианству лежит в основе остросюжетной драмы, поэтические строки которой звучат колоколом по нашей сегодняшней цивилизации.

ЮЛИАН ОТСТУПНИК
Драма в трёх действиях 

Деяния императора (331-363 гг.), попытавшегося повернуть время вспять, оставшегося в истории с позорным клеймом Отступника, с каждым столетием привлекают всё большее внимания поэтов, прозаиков, драматургов.

Что есть истина и вера? Что есть красота и любовь? Воистину ли женщины правят миром, но не все мужчины осознают это? Эти вопросы задавали себе Художники всех времён, обречённые, как и наши современники, на тяжёлое испытание в поиске гармонии между непримиримыми ИМЕТЬ и БЫТЬ.


Основные издания: 



  • «ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ» в трёх томах. Москва. Изд. «Русская книга»,1999 г. 

  • «ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ» в двух томах. «Берег милый», «Отечество мы не меняем». Челябинск. Изд. «Взгляд», 2003,2004 гг. 

  • «СИМ ПОБЕДИШИ!» Триптих. Москва. ИИПК «ИХТИОС» 466 стр. 2005 г. 

  • «НА ЧЕТЫРЕХ ВЕТРАХ» сб. стихов Челябинск. ЮУКИ. 1966г.

  • «УЩЕЛЬЕ КРЫЛАТЫХ КОНЕЙ». «ОТЕЧЕСТВО МЫ НЕ МЕНЯЕМ» драмы. Челябинск ЮУКИ. 1976г.

  • «ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ». Москва, изд. «Современник» 1978г.

  • «СЫНЫ СЛАВЫ«Драматические произведения И зд. «Советский писатель». 1988 г. 

  • «ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК». Москва изд. «Советская Россия» 1991г.

  • «СМУТНОЕ ВРЕМЯ» Роман-газета № 12. 1997 г.

  • «ДАР БОЖИЙ» Роман-журнал ХХ 1 век № 4 1999 г.

  • «ИОАНН ЗЛАТОУСТ». Драма. Москва. Роман-журнал ХХ1-век. № 7 2002 г.

  • «КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ». Драма. Москва. Роман-журнал ХХ1-век № 7 2004 г.

  • «ЮЛИАН ОТСТУПНИК». Драма: Москва. Роман-журнал ХХ1-век № 7 2007 г.


Литература: 



  • Яков АПУШКИН «Люди из легенды» М. Театральная жизнь 1977г. № 7 

  • Анна ПАКУЛА «ДРАМАТУРГИЯ Константина Васильевича СКВОРЦОВА» /Дип. Раб./ Лодзинский университет /Польша/ 1979г.

  • Новелла МАТВЕЕВА «Трагедия Балагана или теневая психология в драме». Конст . Скворцов «Избранные произв. В трех томах. Послесловие» М. «Русская книга» 1999г.

  • «Поэзия театра». Там же. Том  П. 

  • «Суровое веселье взгляда». Там же. Том. Ш. 

  • Михаил АЛЕКСЕЕВ «История народа принадлежит поэту»

  • «Роман-журнал XXI век». № 4 2000г.


Комментарии Всего комментариев 0

 

Оставить комментарий

Ваше имя *

Ваш email *

Комментарий *

Поля, отмеченные * обязательны для заполнения