Музеи Пастернака, Чуковского, Окуджавы, история создания и проблемы поселка писателей Переделкино, Литфонд, Измалково — Самаринская усадьба, Лукино — резиденция святейшего Патриарха, храм Преображенения Господня и многое другое.

Таинственная страсть

image

Чулпан Хаматова (Нэлла Аххо), Филипп Янковский (Ян Тушинский), Александр Ильин (Роберт Р) и Алексей Агопьян (Кукуш Октава). Фото: Аня Митрохина/Первый канал

image

Филипп Янковский (Ян Тушинский) и Чулпан Хаматова (Нэлла Аххо). Фото: Аня Митрохина/Первый канал

image

Режиссер Влад Фурман (слева) на съемках сериала «Таинственная страсть». Фото: Аня Митрохина/Первый канал

image

В перерыве между дублями. Фото: Аня Митрохина/Первый канал.

image

Филипп Янковский, Евгений Павлов (Антон Андреотис) и Чулпан Хаматова. Фото: Аня Митрохина/Первый канал

image

Рабочий момент съемок. Фото: Аня Митрохина/Первый канал

image

Таинственная страсть. ВМ. Фото 01: Маргарита Письменская

image

Таинственная страсть. ВМ. Фото 02: Маргарита Письменская

image

Таинственная страсть. ВМ. Фото 03: Маргарита Письменская

image

Таинственная страсть. ВМ. Фото 04: Маргарита Письменская

image

Таинственная страсть. ВМ. Фото 05: Маргарита Письменская

image

Похороны Пастернака 01. Найдите 10 отичий от киношных

image

Похороны Пастернака 02. Найдите 10 отличий от киношных

image

Похороны Пастернака 03. Фото Игоря Тареева. Найдите 10 отличий от киношных

image

Похороны Пастернака 04. Найдите 10 отличий от киношных

image

Евгений Павлов / Андрей Вознесенский. Фото: Global Look Press / Пресс-служба Первого канала

image

Вот они все, как на блюдечке

Бродский, танки в Праге, похороны Пастернака, Евтушенко, Вознесенский и Белла Ахмадулина — продолжаются съемки многосерийного фильма «Таинственная страсть», экранизации последней книги Василия Аксенова, в которой он рассказал о поэтах-шестидесятниках. Корреспондент «Газеты.Ru» побывал на съемочной площадке сериала, когда снимались сцены в Переделкино.

Гроб Пастернака

Гроб с телом Пастернака несут от дверей его дачи в подмосковном Переделкино к воротам. Скорбная процессия проходит половину пути, к ней уже готова присоединиться стоящая наособицу группа молодых поэтов, но что-то идет не так — и все возвращаются к дому. Снова идут, на этот раз пройдя весь путь, но вновь что-то выходит неудачно — и вот уже гроб выносят в третий раз. Потом в четвертый, пятый...

Нет, это не новые, неизвестные доселе факты о похоронах Бориса Пастернака, состоявшихся в Переделкино 2 июня 1960 года.

Узкая улочка, что ведет к даче, ставшей домом-музеем поэта, заставлена машинами-фургонами, много людей, огромные светоотражающие экраны ловят постоянно убегающее солнце — день выдался по-настоящему жаркий и безоблачный, но дача Пастернака утопает в зелени.

Режиссер Влад Фурман (недавний сериал «Куприн. Яма») и продюсер Денис Евстигнеев снимают для Первого канала фильм по роману Василия Аксенова «Таинственная страсть».

О временах и поэтах

«Таинственная страсть» стала последней завершенной работой Аксенова; его автобиографический роман «Ленд-лизовские» дописан не был. Писатель скончался в июле 2009 года, успел увидеть опубликованные в журнале «Коллекция каравана историй» главы «Страсти», но в полном виде книга вышла посмертно. «Таинственная страсть» — беллетризованные мемуары.

«Не вполне уверен в хронологической точности событий романа, а также в графической схожести портретов и в полной психологической близости героев и прототипов. Я всегда испытывал недоверие к мемуарному жанру», — признался Аксенов в авторском предисловии.

Поэтому «Таинственная страсть» больше похожа на литературную игру. Герои Аксеновым поименованы странными именами-кличками, за которыми легко угадываются прототипы. Себя он вывел как Ваксона, Белла Ахмадулина стала Нэллой Аххо, Евгений Евтушенко — Яном Тушинским, Андрей Вознесенский — Антоном Андреотисом, а Булат Окуджава — Кукушем Октавой. Часть имен своих персонажей Аксенов объяснил все в том же предисловии, остальные разжевывать не стал, предлагая читателю самому догадываться о том, кто скрывается за выбранной писателем маской.

Герои Аксеновым поименованы странными именами-кличками, за которыми легко угадываются прототипы. Себя он вывел как Ваксона, Белла Ахмадулина стала Нэллой Аххо, Евгений Евтушенко — Яном Тушинским, Андрей Вознесенский — Антоном Андреотисом, а Булат Окуджава — Кукушем Октавой. 

О временах и эпохахЭкранная версия охватывает десять лет из жизни героев — с 1958-го по 1968-й, хотя в книге центральным событием была встреча поэтов-шестидесятников в Коктебеле в 1968 году, а отдельные главы описывали события, перескакивая, например, от событий 1962-го к 2006-му и обратно.

«В 1968 году началась совсем другая эпоха. С вводом войск в Чехословакию началась эпоха Брежнева, и 60-е годы закончились — вместе с оттепелью и Хрущевым. А начались они в 1958-м — для нас, в этом фильме», — пояснил Евстигнеев. Правда, в фильме будут и события, случившиеся в другие годы. Например, поэтический концерт в Лужниках в 1976 году.

Алексей Морозов / Василий Аксенов. Фото: Александр Коньков и Валентин Мастюков/Фотохроника ТАСС / Пресс-служба Первого канала (Оригиналы коллажей здесь и ниже: ТелеРу)

«По этому фильму нельзя будет изучать историю, — рассказал продюсер. — Мы даем лишь образ времени. Мы даже специально запутали возрасты героев, взяли стихи, которые были написаны позже показанного времени».

Сам Аксенов, впрочем , тоже сомневался, что прототипы героев романа когда-либо собирались все вместе.«Роман — это литературная игра, в чем-то вымысел, в чем-то правда, — рассказал сыгравший Ваксона актер Алексей Морозов. — А у нас — киносценарий по этому роману, то есть мы сделали следующий шаг, переработав книгу под кино.


Белла Ахмадулина / Чулпан Хаматова. Фото: Global Look Press / Пресс-служба Первого канала

И получился тройной взгляд на «Таинственную страсть» — самого Аксенова, сценариста Елены Райской и нас, как актеров».

Чулпан Хаматова, исполнительница роли Нэллы Аххо, тоже напомнила, что уже в романе есть отстранение от реальных фигур. Тем не менее она призналась, что ей «до озноба страшно», чтобы сцены с чтением стихов не превратились в карикатуру.

«Хочется, чтобы это было подлинно и достоверно», — говорит актриса.


Евгений Евтушенко / Филипп Янковский. Фото: Global Look Press / Пресс-служба Первого канала

Актеры и роли

По признанию Евстигнеева, авторы фильма не стремились к портретному сходству актеров и их прототипов. Тем не менее следует отметить, что эффект узнавания присутствует. Морозов похож на молодого Аксенова, а Хаматова нашла, как узнаваемо показать Ахмадулину.

Удачно попал в образ Яна Тушинского и Филипп Янковский — несмотря на то, что он несколько старше своего персонажа, а сходство Евгения Павлова и молодого Андрея Вознесенского, по словам актера, отмечали уже давно.



Евгений Павлов / Андрей Вознесенский. Фото: Global Look Press / Пресс-служба Первого канала

Роль Высоцкого (в книге и сериале он выведен как Вертикалов) играет Сергей Безруков.


Владимир Высоцкий / Сергей Безруков. Фото: Global Look Press / Пресс-служба Первого канала

«После фильма про Высоцкого («Высоцкий. Спасибо, что живой». — «Газета.Ru») очень сложно, фактически невозможно сделать лучше, — объяснил выбор актера Евстигнеев. — Если просто взять кого-то похожего на Высоцкого — все скажут, что это халтура. Поэтому мы ограничились тем, что сняли с Безрукова маску».

Появится в «Таинственной страсти» и Бродский (Яков Процкий, сыгранный Артуром Бесчастным) — вместе с Ваксоном они будут курить в тамбуре поезда и обсуждать судьбы страны. Будет Роберт Рождественский (Роберт Эр — Александр Ильин) и любовь Аксенова Ралисса, которую сыграет Юлия Пересильд.

Коктебель впереди

В аксеновском романе Пастернак упомянут считаное число раз, но книга лишь стала основой для создания телеэкранизации. Работа над этим проектом началась, по словам Евстигнеева, три года назад; год ушел на написание сценария, и вот дело дошло до собственно съемок. Они начались осенью 2014-го, а завершатся в этом июле.

Съемочная группа побывала в Праге, отсняла зимние сцены в Петербурге, остались Москва и Коктебель.



Александр Ильин-мл. / Роберт Рождественский. Фото: Global Look Press / Пресс-служба Первого канала

В некоторые исторические места группу просто не пустили. Евстигнеев пожаловался, что не разрешили снимать в Литературном институте, в котором учились Евтушенко, Ахмадулина и другие герои фильма, зато пустили в ресторан Центрального дома литераторов и на стадион «Лужники», где будет сниматься поэтический концерт.



Иосиф Бродский / Артур Бесчастный. Фото: Архив/ТАСС / Пресс-служба Первого канала

На экраны «Таинственная страсть» выйдет в следующем телесезоне.

Оригинал статьи: Газета.ру 27.05.2015. Автор: Игорь Карев. 

Часть фото в левой колонке только, кроме исторических: Аня Митрохина/Первый канал


Роман Кармен / Влад Фурман. Фото: Валентин Мастюков /ТАСС / Пресс-служба Первого канала 

*               *                *

Таинственная страсть в Переделкине

Писательский поселок сегодня, конечно, не тот, что при Пастернаке: шумят стройки, снуют машины по заасфальтированным улицам. По соседству со старенькими деревянными дачками высятся новые каменные особняки. А к даче Бориса Леонидовича тянется длинная очередь из трейлеров и машин с логотипом Первого канала.


Как бы Евтушенко с как бы Вознесенским (реальный Филипп Янковский и неподдельный Евгений Павлов)

Но на самой даче время словно повернулось вспять: вот стоит в траурном платье Белла Ахмадулина, прижимая к губам белый платочек, рядом поник головой Евгений Евтушенко, а поодаль нервно переминается с ноги на ногу в своей знаменитой клетчатой куртке Андрей Вознесенский... И толпа людей в траурной одежде, к деревьям прислонены венки...

 Белла Ахмадулина — это актриса Чулпан Хаматова, Евтушенко — Филипп Янковский, Вознесенский — молодой актер Евгений Павлов, внешне, кстати, удивительно похожий на своего героя. В фильме, как и в романе Аксенова, все герои зашифрованы в созвучные псевдонимы: Ахмадулина — Нэлла Ахо, Евтушенко — Ян Тушинский, сам Аксенов — Ваксон, Владимир Высоцкий — Вертикалов. Его, кстати, играет актер Сергей Безруков. Как заметил продюсер Денис Евстигнеев, после фильма «Спасибо, что живой» отдать роль Высоцкого другому значило бы загубить ее, занизить планку. Сам «герой дня» — актер массовки в строгом костюме в мелкую полосочку, загримированный под поэта Пастернака, прогуливается по тропинке с мрачным выражением лица: ему предстоит тяжелый день.


Булат Окуджава / Алексей Агопьян. Фото: Global Look Press / Пресс-служба Первого канала 

 — Внимание! — слышно по громкой связи. — Несите гроб! Сейчас будем снимать...

 Площадка оживляется. Восемь крепких мужчин в строгих костюмах торжественно выносят гроб. Мужчины пыхтят — гроб тяжелый, а идти приходится по рыхлой земле. Сзади идут поэты: Евтушенко скорбно обнимает за плечи Окуджаву и Беллу, читает негромко стихи. Следом тянутся актеры массовки, несут венки и красные гвоздики.

 — Стоп, нет! Все на начальную позицию! — раздается команда режиссера.

 Актриса Чулпан Хаматова стоит в теньке. Ее изящные туфельки на тонких каблучках то и дело проваливаются в рыхлую подмосковную землю. А съемка сцены снова затягивается: на этот раз Филипп Янковский случайно посмотрел прямо в камеру. Да, снимать кино — труд нелегкий...


Как бы Евтушенко с как бы Вознесенским и как бы Аксеновым (реальный Филипп Янковский, неподдельный Евгений Павлов, достоверный Алексей Морозов)

— Я был рад окунуться в ту эпоху. Из всех поэтов-шестидесятников мне ближе всех Белла Ахмадулина, — рассказал «Вечерке» исполнитель главной роли Евгений Морозов. — А самым сложным для меня был разговор моего героя Ваксона с Иосифом Бродским — когда они ехали в поезде и рассуждали о судьбе страны. Для меня все герои фильма — не памятники, а живые люди. Что касается Аксенова, то я, прочитав о нем книгу Кабакова и Попова, понял, что он был очень смелым человеком, это касалось и его гражданской позиции, и творчества. Мог, например, пригрозить, что уйдет из Союза писателей, если там не восстановят его друзей. Вот эту гражданскую смелость я и пытаюсь найти в себе, чтобы соответствовать роли.


Юлия Пересильд. Фото: Пресс-служба Первого канала 

Наконец, сцена снята. Актриса Чулпан Хаматова сидит на стуле, читает книгу Беллы Ахмадулиной. Осветители переносят свет. Кто-то отправляется на обед, кто-то уже покидает площадку. Скоро дача опустеет, застынет в тишине. Кстати, так совпало, что снимали сцену похорон почти в день смерти Пастернака — поэт скончался 30 мая, в такой же теплый предлетний день… Фильм заканчивается раньше, чем роман — здесь точку ставит 1968 год и ввод танков в Прагу. По мнению создателей, после началась другая эпоха и совсем другой Аксенов.


Майя Кармен и Василий Аксенов. Справа - одна Майя

Чулпан Хаматова, актриса:

 - Когда продюсер Денис Евстигнеев заговорил о том, какую роль хочет мне дать в фильме, я почему-то сразу поняла, что это будет Белла Ахмадулина. Для меня это — счастье! Я очень хочу передать зрителю собственное ощущение Беллы, ее творчества. Она — мой любимый поэт. Есть сцены, где я читаю стихи, и каждый раз мне до озноба страшно, что это может превратиться в карикатуру.


Александр Большаков / Эрнст Неизвестный. Фото: Анатолий  Семехин/ТАСС / Пресс-служба Первого канала

Я общалась с теми, кто хорошо ее знал и помнит. Она никогда не могла переступить черту в общении с Пастернаком, Ахматовой: «Тех обожаний бедствие огромно». Ее дистанцированность, невозможность влезть в чужую душу, подойти и похлопать по плечу — все это очень созвучно мне. Она была фантастически предана дружбе, которую пронесла через всю жизнь, помогая любимым друзьям и получая за это неприятности.

Автор: АНАСТАСИЯ РОГОВА, «Вечерняя Москва»

Часть фото - только в левой колонке, кроме исторических: Маргарита Письменская

Опубликовано на сайте газеты: 18:27, 3 июня 2015

Оригинал материала

*               *                *


Похороны Пастернака. Не киношные, взаправдашние. См. воспоминания Эдуарда Пашнева. 

*               *                *

Ваксон во мгле

Игорь Вирабов

Выдержки из материала в "Российской газете"

<...> Едва мелькнул Пастернак - все на экране всполошились и забесновались. С чего бы вдруг? Бог с ней, с Нобелевской премией - тут не пойми что происходит, все кино на шарнирах, на веревочках и на ходулях. Пока одни клеймят за что-то Пастернака, герои собираются в кружок и театрально (многозначительно!) читают тайно "Доктора Живаго", передавая странички по кругу. Членов этого кружка нетрудно принять за подпольщиков из тайного нечаевского общества "Народная расправа" - только они разговаривают в рифму. Нормальных диалогов между ними не бывает - чуть что, они читают стихи. Потому что поэты-шестидесятники и в глубине души сочувствуют Борису Леонидовичу. <...>

Не мог Евтушенко в Литинституте уговаривать Ахмадулину подписать письмо против Пастернака - хотя бы потому, что был к тому времени давно исключен (поддержал Дудинцева с романом "Не хлебом единым"). И был он раньше всех друзей давно уже в Союзе писателей… И, кстати, Ахмадулину - которая в кино подобна Вере Засулич на суде - через год в институте восстановили… И первый тесть Аксенова был никаким не физиком, а медиком… И замысловатая любовная интрига с женой Романа Кармена была закручена совсем не так, как в телевизионной мылодраме… И сам Кармен, снявший "Неизвестную войну" и "Сердце Корвалана", - совсем не гипсовый и не дежурный киношник, снимающий подобострастные репортажи… И сам Василий Павлович - Ваксон - был вовсе не тем исключительно мрачным гением, точившим свой кинжал… Да и зачем его связали вдруг с как бы Мариной Влади?.. Да и Кукуш - Булат Окуджава - вовсе не та бессловесная мумия, что служит декорацией всем остальным из серии в серию… И так до бесконечности.

Несоответствия искать - занятие бессмысленное. Это же художество, а не документалка! Тут бы среди несоответствий найти хоть что-то близкое к реальности. К тому же все они вместе, шестидесятники, - существовали не в двухмерной пустоте. Вокруг была страна. В воздухе веяло - всего вперемешку. На их стихи писали Шостакович и Щедрин музыку времени. Жизнь казалась молодой и яркой. Не сусальной, не картинной, не плоской. Шестидесятники - как скажут позже - определили мировоззрение целого поколения. Кто - вот эти персонажи? Они же ненастоящие.

Но нестыковки, путаницы - ладно. Все-таки история с Пастернаком, с его осуждением, его похоронами тут - знаковая. На этой истории в жизни ломались копья и судьбы. Десятилетиями спорили до крови, кто ближе к Пастернаку, кто вел себя отчаянно геройски, кому "поэзия не простила предательства", на кого посмотрела сквозь пальцы. Кто что подписывал, кто был на тех похоронах. Эта история - как ключ к эпохе. В фильме она скомкана, и все в ней напутано: какая разница? Ну был Вознесенский у Пастернака в учениках с 14 лет - а тут Андрюша смотрит на него, как на незнакомца. Какая разница? А дьявол, как известно, в деталях. В акцентах. <...>

А знаете, я, кажется, понял секрет. Фильм на самом деле снимали не по "Таинственной страсти". Возьму на себя смелость утверждать, что в основе сериала два душераздирающих романа, вышедших в самом конце шестидесятых. "Чего же ты хочешь?" Всеволода Кочетова и "Во имя отца и сына" Ивана Шевцова. Они еще тогда писали портреты шестидесятников отбойным молотком. У Шевцова молодые поэты Артур Воздвиженский и Новелла Капарулина (узнаете?) развращают стихами заводчан, контактируют с американским бизнесменом и восторгаются спектаклем "Трое в постели". У Кочетова желторотые поэты проходят инструктаж, как надо писать стихи, в постели шпионки Порции Браун. А вы говорите, Аксенов, Аксенов.

Все-таки, согласимся: замечательный сериал. В каком-то смысле познавательный: насколько плоски стали наши представления об истории, о временах и людях. Вот слышали, видели авторы фильма - шестидесятники любили наряжаться броско, с вызовом. Нате, пожалуйста, в кино выходит некий переводчик с сумкой, вываливает груду вперемешку - всякого шмотья. Они это так видят, так себе представляют. Или в фильме "Стиляги" подсмотрели. Налетай, пацаны. Актеры по команде налетают.

Посмотреть кино - и застрелиться. "А может, милый друг, мы впрямь сентиментальны? И душу удалят, как вредные миндалины? Ужели и хорей, серебряный флейтист, погибнет, как форель погибла у плотин?".

Оригинал: RG

*               *                *

"Переделкинская ось шестидесятых и превратности судьбы", глава из книги «Переделкино. Сказание о писательском городке» Льва Лобова и Киры Васильевой, где "Таинственная страсть" предстает в контексте реальной, не огламуренной истории.

*                *                 *

Навигация по разделу:

*       *       *

ВСЕ - В КНИГЕ

Подробнейшая информация о Переделкине и его достопримечательностях - в нашей книге "Переделкино. Сказание о писательском городке".

Лев Лобов и Кира Васильева

*       *       *


Комментарии Всего комментариев 4

29.10.2016

Евгений Ардаев: Шестидесятники были восторженными идиотами, воспитанными на расхожих гуманистических принципах и не понимавшими в жизни ни-че-го. В итоге, их гуманистический порыв разрушил великую страну изнутри, но к власти они так и не пришли - потому что глупые. Вместо них к власти пришли барыги. \"Вишнёвый сад\" помните? Это про них. Остатки их армии до сих пор подбирают объедки с барского стола, изображая из себя \"свободу творчества\". После произошедшего с Россией у меня эти \"кумиры юности\" не вызывают ничего, кроме тошноты. Начиная прямо с \"диссидента Аксёнова\". Не понимаю, зачем про них снимать кино и что это может дать зрителю. Лучше бы лишний раз прокрутили \"Вишнёвый сад\" в хорошей постановке. В назидание экзальтированным идиотам, которых в стране меньше не стало. 00:2704.01.2016 16

03.12.2015

Спасибо за третью серию "Кубанских казаков" (второй была "Карнавальная ночь - а вы не знали?).

26.08.2015

Напрасный труд — нет, их не вразумишь. /Чем либеральней, тем они пошлее,/Цивилизация — для них фетиш,/ Но недоступна им её идея.//Как перед ней ни гнитесь, господа,/Вам не снискатьпризнанья от Европы:/В её глазах вы будете всегда/ Не слуги просвещенья, а холопы.// Ф.И.Тютчев. Май 1867

25.08.2015

Современное "самое важное из искусств" уже давно переписывает историю на нео-либеральный лад и по правдивости ничем не отличается от "Истории КПСС". Если вас интересуют мемуары очевидца, а не глянцевые песни о главном, почитайте воспоминания Эдуарда Пашнева, например. Эдуард свидетельствует: "Желающих нести гроб оказалось слишком много". Где в это время были герои сериала - а Бог их знает. Были ли на похоронах члены КПСС Рожественский и Окуджава, которые под никами Роберт Р. и Кукуш Октава, данными им Аксеновым, несут гроб в фильме, история умалчивает. Про Евтушенко и Ахмадулину тоже ничего не слышно. А вот Вознесенский был, но "остался у дома Пастернака, не пошел на кладбище. Объяснил потом все сложностью нахлынувших чувств: «Его там не было. Его больше нигде не было". (Гл. 7 книги Игоря Вирабова об Андрее Вознесенском в серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия»). Итак, гроб никто из замечательных последователей, восприемников и учеников не нес. Несли совсем другие люди, но какое до них дело создателям фильма, они ваяют жесть под псевдо-либеральный заказ. Бедная либеральная идея: и что с ней в нашем славном Отечестве только не вытворяют самозванцы! Бедное Отечество: либо вступай в пошлость псевдо-либерализма, либо в пошлость псевдо-патриотизма.И как остаться личностью? Можно.Не нужно только черпать идеологическую бурду из этих сточных канав.Словом, все на просмотр очередной развесистой клюквы!

 

Оставить комментарий

Ваше имя *

Ваш email *

Комментарий *

Поля, отмеченные * обязательны для заполнения