Чулпан Хаматова (Нэлла Аххо), Филипп Янковский (Ян Тушинский), Александр Ильин (Роберт Р) и Алексей Агопьян (Кукуш Октава). Фото: Аня Митрохина/Первый канал
Режиссер Влад Фурман (слева) на съемках сериала «Таинственная страсть». Фото: Аня Митрохина/Первый канал
Бродский, танки в Праге, похороны Пастернака, Евтушенко,
Вознесенский и Белла Ахмадулина — продолжаются съемки многосерийного фильма
«Таинственная страсть», экранизации последней книги Василия Аксенова, в которой
он рассказал о поэтах-шестидесятниках. Корреспондент «Газеты.Ru» побывал на
съемочной площадке сериала, когда снимались сцены в Переделкино.
Гроб Пастернака
Гроб с телом Пастернака несут от дверей его дачи в
подмосковном Переделкино к воротам. Скорбная процессия проходит половину пути,
к ней уже готова присоединиться стоящая наособицу группа молодых поэтов, но
что-то идет не так — и все возвращаются к дому. Снова идут, на этот раз пройдя
весь путь, но вновь что-то выходит неудачно — и вот уже гроб выносят в третий
раз. Потом в четвертый, пятый...
Нет, это не новые, неизвестные доселе факты о похоронах
Бориса Пастернака, состоявшихся в Переделкино 2 июня 1960 года.
Узкая улочка, что ведет к даче, ставшей домом-музеем поэта,
заставлена машинами-фургонами, много людей, огромные светоотражающие экраны
ловят постоянно убегающее солнце — день выдался по-настоящему жаркий и
безоблачный, но дача Пастернака утопает в зелени.
Режиссер Влад Фурман (недавний сериал «Куприн. Яма») и
продюсер Денис Евстигнеев снимают для Первого канала фильм по роману Василия
Аксенова «Таинственная страсть».
О временах и поэтах
«Таинственная страсть» стала последней завершенной работой
Аксенова; его автобиографический роман «Ленд-лизовские» дописан не был.
Писатель скончался в июле 2009 года, успел увидеть опубликованные в журнале
«Коллекция каравана историй» главы «Страсти», но в полном виде книга вышла
посмертно. «Таинственная страсть» — беллетризованные мемуары.
«Не вполне уверен в хронологической точности событий романа, а также в графической схожести портретов и в полной психологической близости героев и прототипов. Я всегда испытывал недоверие к мемуарному жанру», — признался Аксенов в авторском предисловии.
Поэтому «Таинственная страсть» больше похожа на литературную игру. Герои Аксеновым поименованы странными именами-кличками, за которыми легко угадываются прототипы. Себя он вывел как Ваксона, Белла Ахмадулина стала Нэллой Аххо, Евгений Евтушенко — Яном Тушинским, Андрей Вознесенский — Антоном Андреотисом, а Булат Окуджава — Кукушем Октавой. Часть имен своих персонажей Аксенов объяснил все в том же предисловии, остальные разжевывать не стал, предлагая читателю самому догадываться о том, кто скрывается за выбранной писателем маской.
Герои Аксеновым поименованы странными именами-кличками, за которыми легко угадываются прототипы. Себя он вывел как Ваксона, Белла Ахмадулина стала Нэллой Аххо, Евгений Евтушенко — Яном Тушинским, Андрей Вознесенский — Антоном Андреотисом, а Булат Окуджава — Кукушем Октавой.
О временах и эпохахЭкранная версия охватывает десять лет из жизни героев — с 1958-го по 1968-й, хотя в книге центральным событием была встреча поэтов-шестидесятников в Коктебеле в 1968 году, а отдельные главы описывали события, перескакивая, например, от событий 1962-го к 2006-му и обратно.
«В 1968 году началась совсем другая эпоха. С вводом войск в Чехословакию началась эпоха Брежнева, и 60-е годы закончились — вместе с оттепелью и Хрущевым. А начались они в 1958-м — для нас, в этом фильме», — пояснил Евстигнеев. Правда, в фильме будут и события, случившиеся в другие годы. Например, поэтический концерт в Лужниках в 1976 году.
Алексей Морозов / Василий Аксенов. Фото: Александр Коньков и Валентин Мастюков/Фотохроника ТАСС / Пресс-служба Первого канала (Оригиналы коллажей здесь и ниже: ТелеРу)
«По этому фильму нельзя будет изучать историю, — рассказал
продюсер. — Мы даем лишь образ времени. Мы даже специально запутали возрасты
героев, взяли стихи, которые были написаны позже показанного времени».
Сам Аксенов, впрочем , тоже сомневался, что прототипы героев романа когда-либо собирались все вместе.«Роман — это литературная игра, в чем-то вымысел, в чем-то правда, — рассказал сыгравший Ваксона актер Алексей Морозов. — А у нас — киносценарий по этому роману, то есть мы сделали следующий шаг, переработав книгу под кино.
Белла Ахмадулина / Чулпан Хаматова. Фото: Global Look Press / Пресс-служба Первого канала
И получился тройной взгляд на «Таинственную страсть» — самого Аксенова, сценариста Елены Райской и нас, как актеров».
Чулпан Хаматова, исполнительница роли Нэллы Аххо, тоже
напомнила, что уже в романе есть отстранение от реальных фигур. Тем не менее
она призналась, что ей «до озноба страшно», чтобы сцены с чтением стихов не
превратились в карикатуру.
«Хочется, чтобы это было подлинно и достоверно», — говорит актриса.
Евгений Евтушенко / Филипп Янковский. Фото: Global Look Press / Пресс-служба Первого канала
Актеры и роли
По признанию Евстигнеева, авторы фильма не стремились к портретному сходству актеров и их прототипов. Тем не менее следует отметить, что эффект узнавания присутствует. Морозов похож на молодого Аксенова, а Хаматова нашла, как узнаваемо показать Ахмадулину.
Удачно попал в образ Яна Тушинского и Филипп Янковский — несмотря на то, что он несколько старше своего персонажа, а сходство Евгения Павлова и молодого Андрея Вознесенского, по словам актера, отмечали уже давно.
Евгений Павлов / Андрей Вознесенский. Фото: Global Look Press / Пресс-служба Первого канала
Роль Высоцкого (в книге и сериале он выведен как Вертикалов)
играет Сергей Безруков.
Владимир Высоцкий / Сергей Безруков. Фото: Global Look Press / Пресс-служба Первого канала
«После фильма про Высоцкого («Высоцкий. Спасибо, что живой».
— «Газета.Ru») очень сложно, фактически невозможно сделать лучше, — объяснил
выбор актера Евстигнеев. — Если просто взять кого-то похожего на Высоцкого —
все скажут, что это халтура. Поэтому мы ограничились тем, что сняли с Безрукова
маску».
Появится в «Таинственной страсти» и Бродский (Яков Процкий, сыгранный Артуром Бесчастным) — вместе с Ваксоном они будут курить в тамбуре поезда и обсуждать судьбы страны. Будет Роберт Рождественский (Роберт Эр — Александр Ильин) и любовь Аксенова Ралисса, которую сыграет Юлия Пересильд.
В аксеновском романе Пастернак упомянут считаное число раз,
но книга лишь стала основой для создания телеэкранизации. Работа над этим
проектом началась, по словам Евстигнеева, три года назад; год ушел на написание
сценария, и вот дело дошло до собственно съемок. Они начались осенью 2014-го, а
завершатся в этом июле.
Съемочная группа побывала в Праге, отсняла зимние сцены в
Петербурге, остались Москва и Коктебель.
Александр Ильин-мл. / Роберт Рождественский. Фото: Global Look Press / Пресс-служба Первого канала
В некоторые исторические места группу просто не пустили.
Евстигнеев пожаловался, что не разрешили снимать в Литературном институте, в
котором учились Евтушенко, Ахмадулина и другие герои фильма, зато пустили в
ресторан Центрального дома литераторов и на стадион «Лужники», где будет
сниматься поэтический концерт.
Иосиф Бродский / Артур Бесчастный. Фото: Архив/ТАСС / Пресс-служба Первого канала
На экраны «Таинственная страсть» выйдет в следующем
телесезоне.
Оригинал статьи: Газета.ру 27.05.2015. Автор: Игорь Карев.
Часть фото в левой колонке только, кроме исторических: Аня Митрохина/Первый канал
Роман Кармен / Влад Фурман. Фото: Валентин Мастюков /ТАСС /
Пресс-служба Первого канала
* * *
Таинственная страсть в Переделкине
Писательский поселок сегодня, конечно, не тот, что при
Пастернаке: шумят стройки, снуют машины по заасфальтированным улицам. По
соседству со старенькими деревянными дачками высятся новые каменные особняки. А
к даче Бориса Леонидовича тянется длинная очередь из трейлеров и машин с
логотипом Первого канала.
Как бы Евтушенко с как бы Вознесенским (реальный Филипп Янковский и неподдельный Евгений Павлов)
Но на самой даче время словно повернулось вспять: вот стоит в траурном платье Белла Ахмадулина, прижимая к губам белый платочек, рядом поник головой Евгений Евтушенко, а поодаль нервно переминается с ноги на ногу в своей знаменитой клетчатой куртке Андрей Вознесенский... И толпа людей в траурной одежде, к деревьям прислонены венки...
Булат Окуджава / Алексей Агопьян. Фото: Global Look Press /
Пресс-служба Первого канала
— Я был рад окунуться в ту эпоху. Из всех поэтов-шестидесятников мне ближе всех Белла Ахмадулина, — рассказал «Вечерке» исполнитель главной роли Евгений Морозов. — А самым сложным для меня был разговор моего героя Ваксона с Иосифом Бродским — когда они ехали в поезде и рассуждали о судьбе страны. Для меня все герои фильма — не памятники, а живые люди. Что касается Аксенова, то я, прочитав о нем книгу Кабакова и Попова, понял, что он был очень смелым человеком, это касалось и его гражданской позиции, и творчества. Мог, например, пригрозить, что уйдет из Союза писателей, если там не восстановят его друзей. Вот эту гражданскую смелость я и пытаюсь найти в себе, чтобы соответствовать роли.
Юлия Пересильд. Фото: Пресс-служба Первого канала
Наконец, сцена снята. Актриса Чулпан Хаматова сидит на стуле, читает книгу Беллы Ахмадулиной. Осветители переносят свет. Кто-то отправляется на обед, кто-то уже покидает площадку. Скоро дача опустеет, застынет в тишине. Кстати, так совпало, что снимали сцену похорон почти в день смерти Пастернака — поэт скончался 30 мая, в такой же теплый предлетний день… Фильм заканчивается раньше, чем роман — здесь точку ставит 1968 год и ввод танков в Прагу. По мнению создателей, после началась другая эпоха и совсем другой Аксенов.
Майя Кармен и Василий Аксенов. Справа - одна Майя
Чулпан Хаматова, актриса:
Александр Большаков / Эрнст Неизвестный. Фото: Анатолий Семехин/ТАСС / Пресс-служба Первого канала
Я общалась с теми, кто хорошо ее знал и помнит. Она никогда
не могла переступить черту в общении с Пастернаком, Ахматовой: «Тех обожаний бедствие
огромно». Ее дистанцированность, невозможность влезть в чужую душу, подойти и
похлопать по плечу — все это очень созвучно мне. Она была фантастически предана
дружбе, которую пронесла через всю жизнь, помогая любимым друзьям и получая за
это неприятности.
Автор: АНАСТАСИЯ РОГОВА, «Вечерняя Москва»
Часть фото - только в левой колонке, кроме исторических: Маргарита Письменская
Опубликовано на сайте газеты: 18:27, 3 июня 2015
* * *
Похороны Пастернака. Не киношные, взаправдашние. См. воспоминания Эдуарда Пашнева.
* * *
Ваксон во мгле
Игорь Вирабов
Выдержки из материала в "Российской газете"
<...> Едва мелькнул Пастернак - все на экране всполошились и забесновались. С чего бы вдруг? Бог с ней, с Нобелевской премией - тут не пойми что происходит, все кино на шарнирах, на веревочках и на ходулях. Пока одни клеймят за что-то Пастернака, герои собираются в кружок и театрально (многозначительно!) читают тайно "Доктора Живаго", передавая странички по кругу. Членов этого кружка нетрудно принять за подпольщиков из тайного нечаевского общества "Народная расправа" - только они разговаривают в рифму. Нормальных диалогов между ними не бывает - чуть что, они читают стихи. Потому что поэты-шестидесятники и в глубине души сочувствуют Борису Леонидовичу. <...>
Не мог Евтушенко в Литинституте уговаривать Ахмадулину подписать письмо против Пастернака - хотя бы потому, что был к тому времени давно исключен (поддержал Дудинцева с романом "Не хлебом единым"). И был он раньше всех друзей давно уже в Союзе писателей… И, кстати, Ахмадулину - которая в кино подобна Вере Засулич на суде - через год в институте восстановили… И первый тесть Аксенова был никаким не физиком, а медиком… И замысловатая любовная интрига с женой Романа Кармена была закручена совсем не так, как в телевизионной мылодраме… И сам Кармен, снявший "Неизвестную войну" и "Сердце Корвалана", - совсем не гипсовый и не дежурный киношник, снимающий подобострастные репортажи… И сам Василий Павлович - Ваксон - был вовсе не тем исключительно мрачным гением, точившим свой кинжал… Да и зачем его связали вдруг с как бы Мариной Влади?.. Да и Кукуш - Булат Окуджава - вовсе не та бессловесная мумия, что служит декорацией всем остальным из серии в серию… И так до бесконечности.
Несоответствия искать - занятие бессмысленное. Это же художество, а не документалка! Тут бы среди несоответствий найти хоть что-то близкое к реальности. К тому же все они вместе, шестидесятники, - существовали не в двухмерной пустоте. Вокруг была страна. В воздухе веяло - всего вперемешку. На их стихи писали Шостакович и Щедрин музыку времени. Жизнь казалась молодой и яркой. Не сусальной, не картинной, не плоской. Шестидесятники - как скажут позже - определили мировоззрение целого поколения. Кто - вот эти персонажи? Они же ненастоящие.
Но нестыковки, путаницы - ладно. Все-таки история с
Пастернаком, с его осуждением, его похоронами тут - знаковая. На этой истории в
жизни ломались копья и судьбы. Десятилетиями спорили до крови, кто ближе к
Пастернаку, кто вел себя отчаянно геройски, кому "поэзия не простила
предательства", на кого посмотрела сквозь пальцы. Кто что подписывал, кто
был на тех похоронах. Эта история - как ключ к эпохе. В фильме она скомкана, и
все в ней напутано: какая разница? Ну был Вознесенский у Пастернака в учениках
с 14 лет - а тут Андрюша смотрит на него, как на незнакомца. Какая разница? А
дьявол, как известно, в деталях. В акцентах. <...>
А знаете, я, кажется, понял секрет. Фильм на самом деле
снимали не по "Таинственной страсти". Возьму на себя смелость
утверждать, что в основе сериала два душераздирающих романа, вышедших в самом
конце шестидесятых. "Чего же ты хочешь?" Всеволода Кочетова и
"Во имя отца и сына" Ивана Шевцова. Они еще тогда писали портреты
шестидесятников отбойным молотком. У Шевцова молодые поэты Артур Воздвиженский
и Новелла Капарулина (узнаете?) развращают стихами заводчан, контактируют с
американским бизнесменом и восторгаются спектаклем "Трое в постели".
У Кочетова желторотые поэты проходят инструктаж, как надо писать стихи, в
постели шпионки Порции Браун. А вы говорите, Аксенов, Аксенов.
Все-таки, согласимся: замечательный сериал. В каком-то
смысле познавательный: насколько плоски стали наши представления об истории, о
временах и людях. Вот слышали, видели авторы фильма - шестидесятники любили
наряжаться броско, с вызовом. Нате, пожалуйста, в кино выходит некий переводчик
с сумкой, вываливает груду вперемешку - всякого шмотья. Они это так видят, так
себе представляют. Или в фильме "Стиляги" подсмотрели. Налетай,
пацаны. Актеры по команде налетают.
Посмотреть кино - и застрелиться. "А может, милый друг,
мы впрямь сентиментальны? И душу удалят, как вредные миндалины? Ужели и хорей,
серебряный флейтист, погибнет, как форель погибла у плотин?".
Оригинал: RG
* * *
"Переделкинская ось шестидесятых и превратности судьбы", глава из книги «Переделкино. Сказание о писательском городке» Льва Лобова и Киры Васильевой, где "Таинственная страсть" предстает в контексте реальной, не огламуренной истории.
* * *
*
* *
ВСЕ - В КНИГЕ
Подробнейшая информация о Переделкине и его
достопримечательностях - в нашей книге "Переделкино. Сказание о
писательском городке".
* * *
Комментарии Всего комментариев 4
Евгений Ардаев: Шестидесятники были восторженными идиотами, воспитанными на расхожих гуманистических принципах и не понимавшими в жизни ни-че-го. В итоге, их гуманистический порыв разрушил великую страну изнутри, но к власти они так и не пришли - потому что глупые. Вместо них к власти пришли барыги. \"Вишнёвый сад\" помните? Это про них. Остатки их армии до сих пор подбирают объедки с барского стола, изображая из себя \"свободу творчества\". После произошедшего с Россией у меня эти \"кумиры юности\" не вызывают ничего, кроме тошноты. Начиная прямо с \"диссидента Аксёнова\". Не понимаю, зачем про них снимать кино и что это может дать зрителю. Лучше бы лишний раз прокрутили \"Вишнёвый сад\" в хорошей постановке. В назидание экзальтированным идиотам, которых в стране меньше не стало. 00:2704.01.2016 16
Спасибо за третью серию "Кубанских казаков" (второй была "Карнавальная ночь - а вы не знали?).
Напрасный труд — нет, их не вразумишь. /Чем либеральней, тем они пошлее,/Цивилизация — для них фетиш,/ Но недоступна им её идея.//Как перед ней ни гнитесь, господа,/Вам не снискатьпризнанья от Европы:/В её глазах вы будете всегда/ Не слуги просвещенья, а холопы.// Ф.И.Тютчев. Май 1867
Современное "самое важное из искусств" уже давно переписывает историю на нео-либеральный лад и по правдивости ничем не отличается от "Истории КПСС". Если вас интересуют мемуары очевидца, а не глянцевые песни о главном, почитайте воспоминания Эдуарда Пашнева, например. Эдуард свидетельствует: "Желающих нести гроб оказалось слишком много". Где в это время были герои сериала - а Бог их знает. Были ли на похоронах члены КПСС Рожественский и Окуджава, которые под никами Роберт Р. и Кукуш Октава, данными им Аксеновым, несут гроб в фильме, история умалчивает. Про Евтушенко и Ахмадулину тоже ничего не слышно. А вот Вознесенский был, но "остался у дома Пастернака, не пошел на кладбище. Объяснил потом все сложностью нахлынувших чувств: «Его там не было. Его больше нигде не было". (Гл. 7 книги Игоря Вирабова об Андрее Вознесенском в серии ЖЗЛ издательства «Молодая гвардия»). Итак, гроб никто из замечательных последователей, восприемников и учеников не нес. Несли совсем другие люди, но какое до них дело создателям фильма, они ваяют жесть под псевдо-либеральный заказ. Бедная либеральная идея: и что с ней в нашем славном Отечестве только не вытворяют самозванцы! Бедное Отечество: либо вступай в пошлость псевдо-либерализма, либо в пошлость псевдо-патриотизма.И как остаться личностью? Можно.Не нужно только черпать идеологическую бурду из этих сточных канав.Словом, все на просмотр очередной развесистой клюквы!